On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
ПЕРЕКРЁСТКИ СУДЕБ http://ks44.ru/

АвторСообщение
Чародейка




Сообщение: 467
Настроение: жизнерадостно-достигаторское
Зарегистрирован: 08.12.07
Откуда: Россия, Пермь
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.08 03:19. Заголовок: Этапы становления самооценки


Этапы становления самооценки

1. Зависимость от мнения «авторитета». Им может быть значимый и близкий человек – мать, отец, учитель, тренер, старший брат…Тот, чье мнение нам важно, кого мы любим и уважаем. И «авторитет», руководствуясь благими намерениями, оценивает не только наши действия и поступки, но и нашу личность: «Молодец, ты сделал это хорошо – так держать!» или «Очень плохо, я от тебя не ожидал!». На таких оценках нередко выстраивается система воспитания. Но, наряду с положительным эффектом, возникает один недостаток: человек привыкает ориентироваться на мнение другого, становится не способен самостоятельно оценить себя.
2. Присвоение «внешнего агрессора». С возрастом вокруг становится все меньше людей, которые имеют возможность нас критиковать в открытую. Но, их слова звучат у нас в мозгу, не позволяя расслабиться: «Ты ни на что не годен! Как можно было так ошибиться!». И, очень часто, это единственные мысли, которые есть у нас в голове: мы постоянно себя критикуем и делаем это так, как самый строгий и несправедливый судья. Это этап самоуничижения.
3. Сравнения себя с более успешными людьми. Такой вариант мазохизма: постоянно видеть вокруг себя успешных, талантливых, красивых и понимать, что ты далеко не такой. У другого и карьера круче, и зарплата выше, и помидоры на грядке крупнее. Нам кажется, что при помощи сравнения мы тоже станем стремиться к росту – а не тут то было! Таким образом мы лишь загоняем себя в угол и лишаем сил и возможностей.
4. Сравнение себя с менее успешными людьми. С этого этапа начинается выздоровление. Мы даже можем от самоуничижения перейти к высокомерию: «А мой проект лучше, чем у него, да и галстук на мне дороже…». Конечно же, наша оценка не объективна, но мы получаем ощущение «я- хороший», и наша самооценка начинает приподниматься.
5. Самоутверждение. Этап, когда внутренний критик заткнулся и на смену ему пришел тот, кто подбадривает и одобряет. Мы перестаем негативно оценивать себя, а начинаем оценивать то дело, которое сделали. Происходит отделение результата от личности: «Я сделал это не достаточно хорошо, но это не означает, что я плохой специалист». У нас появляются поводы себя хвалить, мы начинает замечать и ценить собственные победы, пусть даже не большие. И в этот момент, как правило, и люди рядом появляются те, кто нас подбадривает и верит в нас.
6. Принятие. Последний этап становления самооценки по определенной шкале: «Я – хороший специалист», «Я – прекрасный муж», «Я прекрасно играю в футбол» и т.д. На этом этапе мы перестаем доказывать и демонстрировать кому-либо наши достижения. Оценка окружающих становится не важна, и даже критика не вызывает больших переживаний. Нас никто не может убедить в обратном, как светлокожему невозможно доказать, что он негр. Это знание о себе для нас так же верно, как то, что после осени наступит зима. Мы просто перестаем об этом думать – делаем, как надо, и будь что будет. Человек перестает жить результатами и достижениями, а просто получает удовольствие от процесса. И в этом нет противоречия: именно в этом состоянии результаты и становятся замечательными и всеми принимаемыми.

Каждый этап не плох и не хорош – это как ступеньки одной лестницы, которая приведет вас на большую, широкую площадь. Но, в том случае, если вы будете двигаться наверх, а не останетесь жить на одной из ступенек или не вернетесь на нижнюю. Вспомните, вы ведь уже много раз поднимались по этой лестнице, когда учились чему-то новому. С возрастом подъемы становятся круче, но и опыта больше – опыта успеха и веры в себя.

Ёжик в тумане

http://mircha-66.narod.ru/

ICQ: 444-038-995
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Чародейка




Сообщение: 468
Настроение: жизнерадостно-достигаторское
Зарегистрирован: 08.12.07
Откуда: Россия, Пермь
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.08 03:21. Заголовок: Исследование связей ..


Исследование связей между рангами предпочтения цветов теста М.Люшера и аспектами самооценки по личностному семантическому дифференциалу
Объектом исследований была группа учащихся 6-х классов в количестве 41 человека. Возраст - 12-13 лет. Эксперимент проводился индивидуально с каждым учащимся на уроке, либо в перерывах между уроками.

Сначала учащимся предлагался полный вариант Цветового теста отношений А.Эткинда, где они ранжировали все 8 цветов в порядке соответствия этих цветов своему настроению, актуальной и идеальной самооценке [2] , а также дважды, в начале и в конце исследования, ранжировали цвета теста Люшера в порядке предпочтения. Затем испытуемые оценивали себя на данный момент и в идеале по шкалам 21-шкального личностного семантического дифференциала (ЛСД).

Результаты по ЛСД обобщались по основным факторам : Оценка, Сила и Активность, а также вычислялся уровень удовлетворенности собой по каждой из шкал - как разность между идеальной и актуальной самооценками. Вся матрица полученных результатов была подвергнута математической обработке методом ранговой корреляции Ч.Спирмена.

В дальнейшем при интерпретации связей словами “оценивает себя” мы будем обозначать связь с актуальной самооценкой, “хотел бы стать” - связь с идеальной самооценкой, “не удовлетворен” - связь с разностью идеальной и актуальной самооценок.

Как следует из анализа алгоритма интерпретации теста Люшера (Люшер М., 1996; Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И., 1985), испытуемые склонны отдавать предпочтение цветам, отвечающим их психологическим потребностям, и отвергать противоречащие им. Следовательно, ранги цветов в раскладке символизируют как актуальное, так и желаемые состояния испытуемого. Эти положения ярко демонстрируются соответствием между предпочтением цвета и аспектами Я - концепции.

Резюмировать результаты связей по обеим раскладкам можно следующим образом [3] . В первой раскладке синий связан с низкими притязаниями на “Силу”, т.е. волевые характеристики своей индивидуальности; во второй раскладке он связан с низкой самооценкой своих моральных качеств (фактор «Оценка») и притязанием на большую “решительность” и “самостоятельность”. (“Я не хочу быть волевым, хотел бы стать независимее, и меня не за что любить”).

В первой раскладке зеленый связан с неудовлетворенностью своими “волевыми” качествами, но не притязает на “деятельность”; во второй раскладке он связан с низкой оценкой своей добросовестности и волевых качеств и высокой оценкой “энергичности”. (“Я неуверенный, недобросовестный, но энергичный”).

В первой раскладке красный связан с потребностью стать “уступчивее”; во второй раскладке он связан с высокой оценкой своих экстравертных и “энергетических” характеристик и с неудовлетворенностью своей недостаточной “уступчивостью” и “дружелюбностью”. (“Я энергичен и общителен, но неуступчив и не всегда дружелюбен”).

В первой раскладке желтый связан с понижением самооценки и неудовлетворенностью своей низкой “силой” и “отзывчивостью”; во второй раскладке он связан с низкой оценкой своей “решительности”.(“Я недостаточно волевой и решительный”).

В первой раскладке малиновый связан с повышенной самооценкой по моральным, волевым и “активностным” характеристикам; во второй раскладке он связан с удовлетворенностью своими волевыми характеристиками и не ощущает проблем с “зависимостью”. (“Я великолепен и свободен”).

В первой раскладке коричневый связан с замкнутостью, желанием быть “тише”, но неудовлетворенностью своей “вялостью”; во второй раскладке он связан с предпочтением “замкнутости”, нежеланием стать “шумным”, низкими притязаниями на волевые и “энергетически-экстравертные” качества.(“Я хочу быть незаметным, тихим, не хочу проявлять волю и активность”).

В первой раскладке серый связан с притязанием на “упрямство” и “независимость”; во второй раскладке он связан с неудовлетворенностью своей недостаточной “активностью”.(“Я хочу быть независимым, но слишком пассивен”).

В первой раскладке черный связан с притязанием на негативизм, нежеланием стать “сильнее” и “лучше”; во второй раскладке он связан с не озабоченностью своими моральными качествами. (“Я достаточно силен, хочу быть эмоционально независимым, и мне безразличны мои моральные качества”).

Приведенные выше сопоставления демонстрируют отчетливые смысловые совпадения (но не тождество) между семантикой цветов в обеих раскладках. Эти характеристики совпадают и с литературными данными. Так, о высокой самооценке, связанной с оценкой себя малиновым цветом говорит А.Эткинд (Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. , 1985); красный цвет принято связывать с активностью и экстраверсией (Nelson, G.G., Pelech, M.T., Foster, S.F., 1984; Robinson, C., 1975); коричневый, согласно М.Люшеру, связан с регрессивными тенденциями в поведении (Люшер М., 1996); черный цвет М.Люшером связывается с тенденцией к негативизму и отрицанием всех остальных потребностей (там же); серый М.Люшер связывает с потребностью в самоизоляции (там же); а зеленый с потребностью в волевом напряжении (там же). Относительно синего и желтого цветов однозначные аналогии привести трудно. В нашем исследовании предпочтение обоих связано с пониженной самооценкой моральных и волевых качеств. Для синего подобное толкование естественно. Для желтого этот результат неожидан.

В этой связи необходимо отметить, что в литературе по данному вопросу термин “самооценка” чаще всего рассматривается именно как “степень удовлетворенности собой”. Такого взгляда придерживался У.Джеймс, впервые давший приближенное операциональное определение “самоуважения” как результата “деления” “успеха” на “притязания” ( Джемс У., 1982). Этого взгляда придерживается Р.Мейли, утверждая, что “... степень удовлетворенности собой, или самооценка, имеет большое значение для поведения и внутренней динамики человека” (Экспериментальная психология,1975). По сути эта же идея, но только взятая в контексте опосредованности самосознания структурой деятельности, содержится в концепции “смысла Я”, предложенной В.В. Столиным. Он рассматривал смысл “Я” как “отношение (или столкновение) собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта... В результате у субъекта формируется отношение к самому себе” (Столин В.В., 1983, с. 153). Этот перечень резюмирует цитата из Р.Бернса: “Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.” (Бернс.Р, 1986, с. 30-31). Этот же автор в качестве первого фактора, существенного для понимания самооценки, выделяет “сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть” (там же, с.36). Таким образом, термин “самооценка” у цитированных авторов раскрывается как отношение к себе, выражающее динамическое напряжение между желаемым и актуальным образом “Я”. Именно к такой интерпретации раскладок теста М.Люшера подводят нас и результаты проделанного исследования. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что феномен самооценки не ограничивается только отношением к себе [4] , но рассмотрение других компонентов выходит за рамки нашего исследования.

Таким образом предпочтение того или иного цвета уже связано вполне определенным образом со структурой Я - концепции. Это демонстрируют корреляции между местом цвета в раскладке и различными аспектами самооценки по семантическому дифференциалу. С актуальной самооценкой получено 19 значимых корреляций, с идеальной - 19, с их разностью - 20. Это и означает, что выбор либо отвержение цветов отражает не только актуальное, но и желаемое состояние Я-концепции, а также степень удовлетворенности собой. Правомерно, таким образом, говорить о ранжировке цветов по предпочтению как об отражении имплицитно существующей у испытуемого модели “желаемого (или идеального) настоящего”.

Думается, что трудно найти лучшее подтверждение тезису Гете о чувственно-нравственном воздействии цветов, если даже просто предпочтение либо отвержение их связаны с характеристиками типа “Добрый - злой”, “Честный - лживый”, “Отзывчивый - черствый”, “Волевой - безвольный” и т.п. в самооценке.

По данной части исследования можно сделать следующие

выводы:

1. Шестиклассники пользуются вполне определенными и интерпретируемыми цвето-семантическими соответствиями, хотя эти соответствия ими не осознаются.

2. Предпочтение того или иного цвета связано вполне определенным образом со структурой Я - концепции. Это подтверждает Гёте о существовании “чувственно-нравственного” действия Цвета.

Ёжик в тумане

http://mircha-66.narod.ru/

ICQ: 444-038-995
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет